Объявленная ценность груза


Объявленная ценность груза


Для кого (для каких случаев): Сэкономили на страховке и объявлении ценности груза.

Сила документа: Постановление Арбитражного Суда Округа РФ.

Схема ситуации: Груз был отправлен автомобилем из одного города в другой, можно сказать, «на авось». Груз был отправлен «без сопроводительных документов, подтверждающих действительную стоимость груза, иные условия о характере и ценности груза сторонами не согласовывались». Груз не был застрахован.

И хотя груз был краской в вёдрах, 12 мест, массой 384 килограмма, но «в экспедиторской расписке стороны согласовали объявленную стоимость груза в размере 100 руб. 00 коп». Аккурат по 26 копеек за 1 килограмм краски. Стоимость перевозки (2 900 рублей) Грузополучатель оплатил.

Груз, конечно, доехал до пункта назначения, но немного не таким, как выезжал из пункта отправления. При получении груза выявилось: 12 металлических ведер помяты, у 3 ведер крышки полностью сорваны, в 5 ведрах крышки вскрыты, у 3 ведер краска вытекла полностью, из 5 ведер краска вылилась частично, оставшееся содержимое (краска различных цветов) частично перемешалось. Расхождение по указанному в экспедиторской расписке и фактически переданному грузу составило 127 кг. Одним словом, 127 килограмм краски утекло, усушилось, утряслось и испарилось. Потеря трети отправленного груза дело очень огорчительное.

Подсчитав потери Грузополучатель потребовал от Экспедитора возмещения убытков за некачественно оказанную услугу. Убытки получились такими: 29 925 рублей (стоимость поврежденного груза) и 2 900 рублей (стоимость убийственной перевозки груза). Грузоотправитель считал стоимость утраченной краски по той цене, которую он за неё заплатил (около 236 рублей за 1 кг).

А Экспедитор считал стоимость утраченной краски по той цене, которая была указана в экспедиторской расписке – по 26 копеек за 1 кг. Грубо, в 900 раз дешевле. Поэтому Экспедитор оценил убытки Грузополучателя в 33 рубля 07 копеек. Эту сумму Экспедитор честно перечислил Грузополучателю. Стоимость перевозки Экспедитор возвращать не стал. Груз-то довезли. В основном.

Испытавший шок Грузополучатель краски пошел в суд и ... Суд встал на сторону Экспедитора.

Согласно п. 1 ст. 7 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности Экспедитор несет ответственность перед клиентом. Но что он там несёт?

Если ценность груза объявлена, то экспедитор отвечает за груз в объёме этой ценности. Если какая-то часть груза пропала или повредилась, то на эту часть от объявленной ценности груза и можно предъявлять претензии Экспедитору. Пропала треть груза – требуй треть объявленной ценности.

Если ценность груза не объявлялась, то экспедитор отвечает за груз в объёме его действительной стоимости. Понятное дело, что действительную стоимость груза надо документально подтвердить. Принцип возмещения здесь такой же. Возмещается ровно такая часть действительной стоимости какая часть груза была утрачена или попорчена при перевозке. Но, наверное, в этом случае Экспедитор возьмёт за перевозку подороже, чем при объявленной стоимости.

Так вот, суд прямо и сказал: «имея возможность определять объявленную ценность самостоятельно, стороны могли достичь согласия и о более высокой, чем указанный в экспедиторской расписке, стоимости груза, увеличив предел ответственности экспедитора. Также, грузоотправитель имел право не объявлять ценность груза вообще».

Поскольку Грузополучатель сам, осознанно и добровольно, выбрал вариант оформления груза «с объявленной ценностью», суд не нашел оснований для взыскания убытков в сумме больше 33 рублей 07 копеек. Отказал суд и во взыскании провозной платы – 2 900 рублей. Никакими соглашениями стороны не предусмотрели возврата оплаты за перевозку. Часть груза, всё-таки, была доставлена до адресата, а и из материалов дела не следует, что перевозка груза в меньшем объеме по заявленному маршруту имела бы иную стоимость.

Выводы и Возможные проблемы: Скупой платит дважды. А если уж решили сэкономить, то будьте готовы нести ответственность за свое решение... рублями из собственного кармана. Строка для поиска в КонсультантПлюс: «Объявленная ценность груза».

Цена вопроса: Стоимость груза, утраченного или испорченного при перевозке.

Где посмотреть документы: КонсультантПлюс, Судебная Практика:ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 15.08.2018 N Ф09-4491/18 ПО ДЕЛУ N А60-46681/2017


Информация подготовлена компанией ООО "Инженеры информации"
с использованием материалов систем КонсультантПлюс









АНОНСЫ ВИДЕОЛЕКЦИЙ



Смотрите на Видео.Консультант видеосеминар "Новая версия ПБУ 18/02 (часть I)". Начиная с бухгалтерской отчетности за 2020 год, организации должны применять новую версию ПБУ 18/02. В первой части лекции, посвященной этим изменениям, речь пойдет о положениях, сохранение которых позволяет остаться в рамках прежнего алгоритма учета и расчета. Лектор – Рабинович Альмин Моисеевич, руководитель управления бухгалтерского и налогового консалтинга АКГ «Финэкспертиза», кандидат исторических наук, аудитор. Посмотреть видеосеминар можно по ссылке в системе КонсультантПлюс.




ОБСУЖДАЕМЫЕ СОБЫТИЯ

Появился еще один новый ФСБУ



Минфин утвердил ФСБУ 28/2023 «Инвентаризация».

Мошенники научились воровать деньги со счетов без реквизитов карты



Центробанк сообщил о новом виде мошенничества: злоумышленники снимают деньги со счетов граждан используя QR-коды.

6-НДФЛ за 1 квартал: главное за 5 минут



Новая форма и новый срок сдачи, как отразить зарплату, отпускные, пособия, матпомощь, выплаты по ГПД и дивиденды.