Защита деловой репутации


Защита деловой репутации


Для кого (для каких случаев): Решил гражданин рассказать всем свои мысли про ООО.

Сила документа: Постановление Арбитражного Суда Округа РФ.

Схема ситуации: Три физических лица заключили с ООО договор по прокладке линии 6 киловольт, установке трансформаторной подстанции. Всего на сумму 3 947 000 рублей.

Заказчики внесли предоплату 1 500 000 рублей и были полны надежд на светлое, освещенное электрическим светом, будущее. Так и не увидев света ни в середине тоннеля, ни в конце, один из Заказчиков сильно разозлился. Он накатал в ООО требование вернуть всю предоплату. ООО деньги не вернуло, а зря. Заказчик попался экономный и нервный. Заказчик стал креативность проявлять.

Подходит Директор ООО к своему родному офису – глядь, а всё офисное здание оклеено прокламациями. И в каждой листовке крупно напечатано: «ООО – мошенник! Верни деньги!»

Едет Директор ООО по дороге – глядь, а через дорогу баннер натянут – размером 2 метра на 1 метр. На баннере крупными буквами: «ООО в лице Директора! Верни деньги за невыполненную работу! 1 600 000 рублей!» И фотография Директора – на баннере. Два таких баннера насчитал Директор.

Заходит Директор перед сном на сайт объявлений, полюбоваться рекламой своего ООО – глядь, а на сайте объявление: «Внимание, мошенник! ООО берет деньги и не оказывает услугу! Остерегайтесь!» И телефон родного ООО приведён. Наверное, для тех, кто срочно желает быть обманутым.

В полном расстройстве, Директор решил успокоить нервы порцией Инстаграма. А там, как кубок вина в лицо, выплёскивается: «ООО. Взял деньги. Не сделал Ничего... ООО в лице Директора заключает договор о проведении электричества к земельным участкам и прокладке линии от и до. Взял предоплату еще в июле…, в больших размерах, а услуги не оказывает, деньги назад не возвращает!»

Поняв, что его информационно обложили со всех сторон, Директор решил прорываться из этого негативного окружения. Совершенно понятно, что указанные информационные сообщения порочат до самого безобразного вида деловую репутацию ООО и лично Директора. Поэтому, проведя мобилизационную подготовку, ООО обратилось в суд и потребовало:

1) Убрать всё это печатное творчество. Чтобы и следа от него не осталось.

2) Напечатать и распространить теми же способами опровержение ложных заявлений. Оклеить здание офиса ООО объявлениями такого же количества и размера, но с опровержениями предыдущей информации. Пусть объявления 1 месяц повисят на здании. Опровергающие баннеры вывесить там же, где висели баннеры, порочащие честь ООО. И пусть они там висят 9 месяцев – за счёт нервного Заказчика. Опровергающая информация в Инстаграме должна висеть 6 месяцев. Ну для сайта объявлений хватит и 3 дня на размещения опровержения.

3) Если Заказчик будет тормозить с опровержениями, затягивать вывешивание любого из них, то за каждый день торможения пусть платит по 10 000 рублей в пользу ООО и Директора. Каждому!

4) Взыскать с Заказчика в пользу Директора компенсацию морального вреда: 100 000 рублей.

5) Запретить Заказчику впредь распространять недостоверные сведения о Директоре и его ООО.

Суд долго рассуждал на тему Конституции, Свободы, Чести, Достоинства и сделал вывод, что деловая репутация юридического лица подлежит защите в порядке, установленном в статье 152 ГК РФ только при одновременном наличии трех условий: 1) распространение оспариваемых выражений, 2) их недействительность и 3) порочащий характер. Оценочные суждения, мнения, убеждения не являются предметом судебной защиты. Но Закон допускает судебную защиту в отношении оценочных суждений, мнений, убеждений оскорбительного характера.

И началась битва лингвистических экспертиз. ООО представило суду заключение экспертов, в соответствии с которым человек, читающий объявления, получает информацию о том, что Директор ООО – мошенник. Это, практически, утверждение о совершении уголовного преступления.

Заказчик тоже не поленился – привлёк экспертов. Эксперт, нанятый Заказчиком, указал, что – Да! Директор назван нечестным человеком, мошенником. Но при этом слово «мошенник» использовано в общелитературном значении, как синоним слов «обманщик», «плут» и не имеет специальных или терминологических значений. Но во всех текстах указаны конкретные нечестные (по мнению Заказчика) действия, которые Директор и ООО совершали. Деньги взяли, а работу не сделали.

В ответ ООО привлекло экспертов, которые провели экспертизу экспертизы эксперта, нанятого Заказчиком. Проще говоря, эксперты разнесли в пух и прах акт экспертизы, представленный Заказчиком. Мол он не соответствует требованиям, предъявляемым к доказательствам в виде экспертиз и письменных пояснений специалиста по параметрам: относимость, допустимость и научность. Остался Заказчик без экспертной поддержки, один на один с экспертизами, представленными ООО.

Когда с одной стороны заключения экспертизы, а с другой стороны только слова, то результат предсказуем. Суды решили, что выражения, использованные Заказчиком, носят порочащий характер для деловой репутации Директора и его ООО. Утверждения содержат информацию о совершении ООО в лице Директора мошеннических действий (статья 159 УК РФ), то есть уголовно наказуемого деяния. А суду была представлена Справка из местного УМВД о том, что факт мошенничества не установлен.

Заказчик пытался ссылаться на решение суда общей юрисдикции, который взыскал в пользу Заказчика сумму аванса по договору с ООО. Но это был обычный гражданско-правовой спор. И решение в пользу Заказчика совсем не означает, что Директор совершил уголовное преступление.

В итоге суд решил следующее. 1) Клеить объявления на фасад здания нельзя. Рядом со зданием есть стенд, вот пусть Заказчик на него и вывешивает своё опровержение на 1 месяц. 2) Ни ООО, ни Директор не доказали, что баннеры повесил Заказчик. Поэтому Заказчику не надо вешать опровергающие баннеры. 3) Кто разместил порочащую информацию в сети Инстаграм суд так и не выяснил. Не было представлено доказательств, что это сделал Заказчик. 4) Заказчик должен опубликовать опровержение на сайте объявлений. Срок размещения 3 дня. 5) Если Заказчик не поторопится с исполнением решения суда, то задержка с вывешиванием объявлений на стенде и сайте объявлений обойдётся ему в 2 000 рублей за каждый день неисполнения.

Так же с Заказчика взыскали 30 000 рублей компенсации морального вреда в пользу Директора.

Выводы и Возможные проблемы: Нервный Заказчик легко отделался. Хочешь высказаться – подумай над значением слов, которые хочешь издать. Иначе придется компенсировать моральный вред, платить судебную неустойку и тратиться на новые баннеры, листовки, объявления в Интернете. Строка для поиска в КонсультантПлюс: «Защита деловой репутации».

Цена вопроса: Расходы на опровержение высказанного мнения.

Где посмотреть документы: КонсультантПлюс, Судебная Практика:ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 11.06.2020 N Ф03-1983/2020 ПО ДЕЛУ N А51-330/2019


Информация подготовлена компанией ООО "Инженеры информации"
с использованием материалов систем КонсультантПлюс









АНОНСЫ ВИДЕОЛЕКЦИЙ



#АнонсВидеоКонсультант #КонсультантПлюс #ПД #ОператорПД Какие обязанности оператора персональных данных установлены законодательством? Что нужно сделать для их исполнения? Как обеспечить безопасность персональных данных? Как назначить ответственное лицо за организацию обработки персональных данных? Лектор – Румянцев Станислав Андреевич, эксперт в сфере персональных данных, старший юрист юридической фирмы «Городисский и Партнеры», кандидат юридических наук. Посмотреть видеосеминар можно по  ссылке в системе КонсультантПлюс.




ОБСУЖДАЕМЫЕ СОБЫТИЯ

ФНС поколдовала над контрольными соотношениями к РСВ



Налоговая служба откорректировала контрольные соотношения к расчету по страховым взносам: отменила некоторые междокументные КС и уточнила нумерацию.

Рекомендованы новые коды для НДС-декларации



ФНС сообщила два новых кода не облагаемых НДС операций.

Компенсация обеденных расходов командированного облагается НДФЛ



Если работодатель отдельно компенсирует расходы сотрудника на питание в командировке, с суммы такой компенсации нужно начислить НДФЛ.